О первом альбоме  


Первый альбом группы "Мама" появился в салонах звукозаписи страны где-то в начале лета 1989 года.

Это было время повального увлечения "Ласковым маем". ЛМ находился тогда на пике популярности, только что вышел 6-й альбом группы с новыми песнями в исполнении Юры Шатунова, имевший огромный успех, немалая роль в котором принадлежала и замечательным песням Сергея Кузнецова, аранжированным в едином стиле и производившим впечатление законченного цикла. Казалось, что эти песни и этот голос солиста рождены друг для друга! Смущало только то, что во вступлении Андрей Разин заявлял о состоявшемся разрыве группы с композитором, но в это как-то не хотелось серьёзно верить.

И вот вскоре появляется в продаже кассета "ГРУППА "МАМА". Сразу скажу, что на народ, гуляющий по улицам с кассетными магнитофонами, эту кассету не ставил, и из открытых окон эта музыка не звучала. Но тем, кто не был "фанатами" ЛМ, кто взвешенно относился к их творчеству, для кого в музыке важна прежде всего сама музыка (а её создаёт композитор), тем были интересны дальнейшие творческие искания Сергея Кузнецова, поэтому пройти мимо записей его новой группы они не могли, хотя бы из любопытства (потому что никакой рекламы не было, а живые концерты мало кто видел).

В салонах звукозаписи в Ленинграде альбом "Мамы" предлагался в следующем составе:

1. Вступление (под "минус" песни "В сумерках осени...") - грустный мотив сопровождал рассказ о похищенных фонограммах песен, написанных С.Кузнецовым "специально для такого типа солиста, каким является Саша Прико".

2. Глупые снежинки - первая же песня просто меня просто очаровала, именно в исполнении "солиста такого типа".

3. Ты просто был... - не песня, а скорее даже целая композиция со вступлением, кульминацией и финалом. Возможно немного нескладный припев, но зато как искренне спето опять же именно голосом Саши Прико. В какой-то статье было написано, что это - "песня со слабо скрытым гомосексуальным подтекстом", но по-моему каждый понимает в меру своей испорченности, почему не песня о мужской дружбе?

4. В сумерках осени... - очень трогательная грустная песня о брошенной собаке, а если копать глубже - о людском равнодушии и чёрствости.

5. Месяц июль - светлая о песня о радости первой разделённой любви.

Это были абсолютно новые песни, на тот момент никому ранее неизвестные. Ю. Шатунов перепел их уже позже, лучше или хуже - это отдельная тема. Во всяком случае меня они тогда покорили именно в таком исполнении и в автороской аранжировке.

А дальше шли три вещи, успевшие уже стать популярными благодаря альбому "Ласкового мая", в котором были использованы их похищенные фонограммы. Невольно возникает сравнение:

6. Инструментал - он и есть инструментал, тут сравнивать нечего. Очень сильная вещь, в одинаковой степени украсившая оба альбома.

7. Всё кончено - настоящий шлягер (кто придумал, что "диско" это музыка для танцев?) с трагическим текстом, а проигрыш - просто отдельная красивая музыкальная тема! И исполнение - однозначно не хуже Шатуновского.

8. Взрослые - в исполнении Шатунова песня уже успела стать почти что гимном тинейджеров того времени! В те годы в стране шла перестройка, пересмотр ценностей, проблема отцов и детей, так что песня прозвучала очень актуально, но что мне понравилось - мягко и деликатно, не было в ней той вызывающей воинственности, которой отличались песни тогдашних рок-групп. Красивая торжественная мелодия. В исполнении Юры Шатунова звучит несколько убедительнее только из за его более взрослого голоса.

Вот в таком составе альбом записывался на одну сторону 90-мин. кассеты (т.е. 45 мин. звучания). В уличной продаже чаще встречались более ходовые 60-мин. кассеты, на которых "Мама" занимала одну сторону (т.е. 30 мин. звучания). В 30-мин. версии отсутствовали Вступление, Всё кончено и Инструментал был в конце подсокращён, так как иначе не помещался. Но в отдельных каталогах, которые вывешивались в витринах ларьков звукозаписи или лежали на прилавках в салонах значился ещё и 9-й трек - "Несколько дней тепла и солнца", либо ещё один "Инструментал". То есть если ты приносил в салон свою кассету или бобину, тебе могли записать и 50-мин.версию, с переходом на вторую сторону.

"Несколько дней..." - единственная песня "Мамы", заимствованная из репертуара Шатунова (1-й альбом ЛМ), но в новой аранжировке. Эта фонограмма также была использована ЛМ в их 6-м альбоме, но в данном случае исполнение Шатуновым песни можно, наверное, признать "легитимным". Что за второй инструментал - не знаю, не слышал. Может быть новый вариант "Немного о себе" (тот, что потом вошёл в "5-е измерение")? А может это была какая-то опечатка.

В Интернете распространена версия альбома (тоже 45-минутная, в котором присутствует "Несколько дней тепла и солнца", зато нет песни "Всё кончено", которую почему-то иногда относят ко второму альбому группы "Мама", хотя это была самая первая запись Саши Прико. Значит и такая версия существовала.

После прослушивания альбома возникал вопрос: а где же другие похищенные фонограммы, звучащие в 6-м альбоме ЛМ - "Розовый вечер", "Телефон", "Фрегат", "Зимняя ночка"? Ответа на этот вопрос тогда не было.

Гораздо позже, из воспоминаний Сергея Кузнецова "Ты просто был" и других источников стало известно, что и "Розовый вечер" был написан для Прико (оригинальное название песни - "Розовый закат"), и что существовал первоначальный вариант альбома под названием "Взрослые", включавший "Розовый закат" и две записи другого солиста группы - Рафаэля Исангулова: "Фрегат" и "Телефон", зато действительно в нём не было песни"Всё кончено" (и так такой альбом должен тянуть на целый час звучания). Может быть именно таким и должен был быть первый альбом по замыслу автора? А после шумного успеха этих песен в исполнении ЛМ Сергей Кузнецов сознательно отказался от оригинального "Розового заката", а заодно и от записей Рафаэля, взрослый голос которого не соответствовал концепции группы.

Кстати, поёт Рафаэль хорошо: "Фрегат" - нехарактерная для Кузнецова песня с трудной для исполнения вокальной партией (недаром ЛМ использовали лишь минусовую фонограмму для вступлению к своему альбому), а "Телефон" он поёт даже более прочувствованно по сравнению с Шатуновым.

В Интернете есть и такая информация, что весной 1989 г. в Оренбурге вышли сразу два альбома группы - "Взрослые" и "Фрегат" по 30 мин. каждый и вот на них вместе взятых было всё (кроме загадочного второго инструментала), а песня "В сумерках осени" присутствовала на обоих. Если посмотреть на состав композиций альбома "Взрослые", то это и есть 30-мин. версия, которая продавалась в Ленинграде. А остальные песни попали в альбом "Фрегат", вышедший ограниченным тиражём в Оренбурге, поэтому остались мало известными широкому кругу слушателей. Можн предположить, что вот эти-то альбомы и появились первоначально в Оренбурге, где были скуплены Разиным. Потом появился альбом ЛМ №6, а уже после этого и "Мама" повторно выпустила свои записи широким тиражём, но уже как один альбом "Взрослые" и в 45-мин. виде - без двух песен Рафаэля (поэтому во вступлении упоминается только Саша), без "Розового вечера" и одной из двух записей - "Нескольких дней..." или "Всё коечено".

Впрочем, подлинную историю первого альбома точнее могли бы поведать сами участники группы.

© Старый


 
Используются технологии uCoz